Продолжение. Начало см. в № 21/2009
Индивидуальная работа и использование дифференцированных заданий
Дифференцированные задания составляю для всех классов и по всем темам в нескольких вариантах, чтобы избежать списывания. В качестве примера привожу тестирование за первую четверть в 8-м классе (в четырех вариантах).
В а р и а н т I
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) приготовление порошка из куска мела;
б) возгорание спички;
в) выделение газа при взаимодействии питьевой соды с уксусной кислотой;
г) испарение воды из водоема.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Изменение агрегатного состояния;
б) образование осадка;
в) выделение газа;
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ сложными являются:
в) хлорид натрия;
4. Наибольшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) сера; в) железо; г) алюминий.
5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:
б) углекислый газ (СО2);
в) хлороводород (НСl);
6. Валентность алюминия в соединении Al2O3 равна:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(II):
8. Какое количество вещества составляют 2,4•10 23 атомов меди?
а) 0,4 моль; б) 4 моль;
в) 0,4•10 23 моль; г) 6 моль.
9. Найти массу 2 моль водорода:
а) 2 г; б) 4 г; в) 0,4 г; г) 12•10 23 молекул.
В а р и а н т II
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) сгорание бензина в двигателе автомобиля;
б) скисание молока;
г) образование инея на деревьях.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Образование осадка;
б) изменение агрегатного состояния;
в) выделение газа;
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ сложными являются:
г) сульфид железа (FeS).
4. Наибольшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) азот; в) литий; г) водород.
5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:
б) бромоводород (НBr);
в) хлороводород (НCl);
г) фтороводород (HF).
6. Валентность лития в соединении Li2О:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида железа(II):
8. Сколько молекул содержится в 2,24 л кислорода (при нормальных условиях)?
а) 0,6•10 23 молекул;
б) 0,6•10 23 атомов;
в) 6•10 23 молекул;
г) 1,2•10 23 молекул.
9. Какую массу будет иметь 11,2 л водорода (при нормальных условиях)?
а) 2 г; б) 1 г; в) 0,1 г; г) 1,2•10 23 молекул.
В а р и а н т III
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) гниение навоза;
в) скисание молока;
г) плавление стекла.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Изменение окраски;
б) изменение агрегатного состояния;
в) выделение газа:
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ простыми являются:
б) сульфид железа (FеS);
4. Наименьшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) азот;
в) литий; г) водород.
5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:
б) бромоводород (НBr);
в) хлороводород (НCl);
г) фтороводород (НF).
6. Валентность углерода в соединении СО2:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида меди(II):
8. Сколько атомов водорода содержится в 11,2 л метана (СН4, нормальные условия)?
а) 0,6•10 23 молекул;
б) 0,6•10 23 атомов;
в) 12•10 23 атомов;
г) 1,2•10 23 атомов.
9. Какую массу будут иметь 3,6•10 23 молекул воды?
а) 10,8 г; б) 108 г; в) 0,6 моль; г) 13,44 л.
В а р и а н т IV
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) плавление стекла;
б) возгорание спички;
в) ржавление железа;
г) испарение воды из водоема.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) измельчение вещества;
б) образование осадка;
в) изменение окраски;
г) изменение агрегатного состояния.
3. Среди перечисленных веществ простыми являются:
в) хлорид натрия;
4. Наименьшую атомную массу имеет:
5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:
а) углекислый газ (СО2);
в) хлороводород (НCl);
6. Валентность азота к соединении NН3:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(III):
8. 4,48 л смеси кислорода и водорода имеют массу 3,4 г. Определите объем каждого газа (н.у.).
а) 4,48 л кислорода и 0 л водорода;
б) 3,36 л кислорода 1,12 л водорода;
в) 1,12 л кислорода и 3,36 л водорода;
г) 2,24 л кислорода и 2,24 л водорода.
9. Какую массу будет иметь 0,3 м 3 водорода?
а) 27 г; б) 2,7 г; в) 13,4 г; г) 12•10 23 молекул.
В а р и а н т I: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – а; 9 – б.
В а р и а н т II: 1 – а, б; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – г; 8 – а; 9 – б.
В а р и а н т III: 1 – а, в; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – г; 5 – г; 6 – г; 7 – б; 8 – в; 9 – а.
В а р и а н т IV: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, г; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – г; 9 – а.
Особое внимание уделяю способным детям. Как правило, они быстро усваивают тему, и решать простейшие задачи им неинтересно. Таким детям вполне по силам освоить ряд теоретических вопросов, выводящих далеко за рамки обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, а также получить прочные навыки решения нестандартных задач повышенного уровня сложности. С учетом этого мною разработана авторская программа «Одаренные дети» (таблица), ориентированная на их познавательные потребности, в том числе на успешную сдачу вступительного экзамена по химии в профильные вузы, а также на формирование базы для продолжения химического образования в высшей школе. По этой программе я работаю шестой год.
Основные этапы программы
№ п/п | Форма работы | Сроки |
1 | Индивидуальная работа на уроке | На каждом уроке |
2 | Дифференциация обучения на уроке | Почти на каждом уроке |
3 | Факультатив в 11-м классе «Избранные вопросы химии» | Еженедельно |
4 | Школьная олимпиада (9–11-й классы) | Ноябрь |
5 | Подготовка и участие в районной олимпиаде | Ноябрь–декабрь |
6 | Конкурс «Лучший химик» | В течение года |
7 | Традиционное внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» | Декабрь |
8 | Школьная олимпиада (8-й класс) | Март |
9 | Неделя химии | Февраль |
10 | Подведение итогов конкурса «Лучший химик» | В конце года |
Эта программа хранится в папке «Одаренные дети». Кроме программы в папке содержатся:
1) список дидактической литературы;
2) список литературы, имеющейся в кабинете химии;
3) список литературы, имеющейся в кабинете химии, которую можно и нужно давать почитать детям;
4) тексты выступлений на районных семинарах по теме «Одаренные дети»;
5) карточки с задачами олимпиад для домашней работы (домашняя олимпиада);
6) тетрадь с решениями этих задач (задачи решены учителем);
7) тетрадь с баллами – оценками решений этих задач;
отчеты по проведенным школьным олимпиадам;
9) отчеты по проведенным неделям химии;
10) графики индивидуальных занятий;
11) график факультатива;
12)?календарно-тематическое планирование факультатива в 11-м классе;
13) тематическое планирование работы со способными детьми (8–10-х классов).
Для способных и сообразительных ребят по каждой теме составила задания повышенной сложности. Задания собраны из разных сборников (большинство из книги: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999), из районных олимпиадных заданий и т.д. К задачам дается ответ. Для проверки использую свои решебники (задачи решены мною) или же указываю литературу, где имеется решение. Вся литература и все разработки разложены по тематическим разделам в специальном ящике, наподобие картотечного, что очень удобно при поиске и нахождении нужного материала.
Ученики выполняют задания, если что-либо не получается, то я стараюсь задавать наводящие вопросы. Если время ограничено, то даю готовые решения с той целью, чтобы ученик понял ход решения. Каждая работа ученика оценивается, за такую дополнительную работу он получает высокую оценку.
Также среди способных детей провожу конкурс. Этот конкурс проводится в течение года. На самом первом уроке я объявляю ученикам 9–11-х классов, что в течение всего года будет проходить конкурс «Лучший химик», знакомлю с условиями. При подведении итогов конкурса учитываются:
а) ведение тетрадей;
б) результат районной олимпиады;
в) участие в неделе химии;
г) результаты «домашних олимпиадных работ» (для девятиклассников).
Как же я провожу «домашние олимпиады» и почему именно в 9-м классе?
«Домашних олимпиадных работ» всего четыре (одна из них в форме теста). В сентябре я раздаю способным детям по карточке. В каждой карточке по 10–15 заданий. Задания разной сложности, чтобы не отпугнуть ребят, не отбить желания изучать химию, но в то же время настроить на серьезную подготовку. Баллы за каждое задание указаны. Эти задания ученики выполняют в течение месяца. Если задачи не получаются, то они могут обращаться к старшеклассникам, к взрослым, поискать ответ в литературе. Некоторые моменты я разъясняю, показываю подходы, направляю, но додуматься ребята должны сами.
По истечении времени они мне сдают решения. Работы проверяются, и баллы за каждую работу выставляются в специальную тетрадь. В этой тетради каждый год к фамилиям прошлогодних девятиклассников дописываются фамилии наиболее способных девятиклассников нынешнего года. Выставляются все баллы и сумма баллов по каждой карточке. В конце года все баллы суммируются и выявляются лучшие химики.
Домашние олимпиады провожу только среди девятиклассников. Считаю, что нужно тщательно работать именно с ними, т.к. в 9-м классе изучается, в основном, вся неорганическая химия. Именно в 9-м классе необходимо заложить тот фундамент, без которого изучать химию в 11-м классе очень трудно. Да и проводить домашние олимпиады во всех классах – очень трудоемкая работа.
Пример карточки для «домашней олимпиады»
К а р т о ч к а № 2
№ п/п | Текст задачи | Баллы |
1 | Какова масса смеси газов объемом 2 м 3 (н.у.), состоящей из азота и оксида углерода(IV) равных объемов | 2 |
2 | Масса 10 л воздуха равна 12,8 г. Вычислите: а) массу воздуха в классе размером 10x6x4 м;б) объем кислорода, приходящегося на одного ученика | 3 |
3 | Какой объем кислорода (в м 3 ) будет израсходован на сжигание 2 м 3 газовой смеси, содержащей объемные доли: метана (СН4) – 60 %, этана (С2Н6) – 10 %, водорода (Н2) – 3 %? | 3 |
4 | 3 л раствора серной кислоты (плотность – 1,8 г/мл), содержащего 80 % H2SO4, добавили к 800 мл воды. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе? | 3 |
5 | Сколько граммов медного купороса (СuSO4•5Н2О) нужно добавить к 540 г воды, чтобы получить 20%-й раствор сульфата меди? | 5 |
6 | В результате сильного нагревания 23,6 г двухосновной кислоты, образованной шестивалентным элементом, выделилось 20 г ангидрида этой кислоты. Определите формулу этой кислоты | 4 |
7 | При разложении 23,4 г карбоната трехвалентного металла выделилось 6,72 л оксида углерода(IV) (при н.у.). Установите формулу соли | 3 |
8 | Определите элемент, если известно, что в одном из образованных им оксидов его массовая доля составляет 42,8 %, а в другом – 27,7 % | 5 |
9 | В результате взаимодействия сероводорода с оксидом серы(IV) образовалось 200 г серы. Какой объем сероводорода (н.у.) вступил в реакцию? | 2 |
10 | Через раствор, содержащий 15 г едкого натра, пропустили 3,5 л сероводорода (н.у.). Какая образовалась соль, и какова ее масса? | 4 |
11 | Некоторый элемент образует несколько оксидов. Для получения первого из них затрачено 2,24 л кислорода и 5,5 г элемента, содержание элемента во втором (по массе) составляет 49,5 %. Определите формулы этих оксидов | 8 |
Такая система помогает развивать способных учеников, выявить ученика для участия в районной олимпиаде, сравнивать результаты с результатами учеников не только этого года, но и прошлых лет. Неописуема радость учеников, набравших больше всех баллов. Они, как правило, побеждают на районных олимпиадах. И эти же ученики в дальнейшем связывают свою жизнь с химией. Это химики-технологи, учителя химии, медсестры и т.д.
1. Какие явления относятся к химическим, а какие к физическим?
1) брожение сока
2) образование инея на деревьях
3) приготовление порошка из куска мела
4) возгорание спички
5) таяние льда
6) плавление сахара
7) скисание молока
гниение листьев
2. Определите валентность каждого элемента в веществах:
Li2O,HgO, Cl2O7, CH4, MnO2
3. Составьте химические формулы веществ, в состав которых входят:
а азот (III) и кислород; г медь(II) и бром (I);
б хром (VI) и кислород; д мышьяк (V) и кислород.
в фтор (I ) и водород;
4. Найдите относительную молекулярную массу уксусной кислоты, в состав молекулы которой входят: два атома углерода, четыре атома водорода и два атома кислорода.
Найдите процентное содержание каждого элемента в веществе.
5. Что означают следующие записи: O2, 4O2, O, 3H2O, H2O?
1. Химические: 1, 4, 7, 8. Физические: 2, 3, 5, 6.
2. Li2O — у лития 1 у кислорода 2, HgO -и у ртути и у кислорода 2, Cl2O7 -у хлора 7, у кислорода 2, CH4 — углерод 4, водород 1. MnO2 — марганец 4, кислород 2.
3. аN2O3 бCrO2 вHF гCuBr2 д As2O5
4. M (CH3COOH) = 24+4+32 = 60. C — 12/60 = 0.2 (20%) H — 4/60 = 0.067 (6.7%) O — 32/60 = 0.533 (53.3%)
5. O2 — молекула кислорода, 4O2 — 4 молекулы кислорода, O — атом кислорода, 3H2O — 3 молекулы воды, H2O — молекула воды.
8 класс Зачет по химии 1-й триместр Вариант 1 Часть А А1. Химическим явлением явл??ется 1) приготовление порошка из куска мела 2) возгорание спички 3) плавление железа 4) испарение воды из водоема А2. Смесью является 1) водород 2) железо 3) дистиллированная вода 4) морская вода А3. Высказывание, в котором речь идет об азоте как о химическом элементе 1) азот — составная часть воздуха 2) жидкий азот можно использовать для замораживания продуктов 3) азот имеет меньшую плотность, чем кислород 4) азот входит в состав аммиака А4. Формула фосфата калия 1) K2CO3 2) Ca3(PO4)2 3) K3PO4 4) КF А5.Формулы кислотного оксида и основного оксида соответственно 1) K2O и Mg(OH)2 2) HCl и H2O 3) SO3 и Li2O 4) BaO и Li2O А6. Формула кислоты и основания соответственно 1) H2SO4 и Ba(OH)2 2) NaCl и Ba(OH)2 3) Na2SO4 и Na2O 4) СаO и H2SO3 А7. Коэффициент перед формулой лития Li в уравнении реакции, схема которой Li + O2 Li2O 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 А8. Среди формул веществ солью является: 1) КNО3; 2) КОН; 3) Н2СО3; 4) С2Н6 А9. Карбонаты — это соли кислоты: 1) азотистой; 2) сернистой; 3) угольной; 4) кремниевой. А10. Какая из солей нерастворима в воде: 1) нитрат меди (II); 2) карбонат калия; 3) хлорид бария; 4) фосфат кальция. Вариант 1 Часть Б. Б1. Вставьте пропущенное слово. Соль из ее раствора выделяют методом ________________. Б2. Установите соответствие между типом химической реакции и примером химического уравнения. ТИП РЕАКЦИИ ПРИМЕР А) соединения 1) Mg(OН)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O Б) разложения 2) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 В) обмена 3) Cu(OH)2 = CuO + H2O Г) замещения 4) Mg + Cl2 = MgCl2 Ответ запишите в виде таблицы: А Б В Г Б3. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ. ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА КЛАСС НЕОРГАНИЧЕCКИХ ВЕЩЕСТВ 1) Na3PO4 А) основные оксиды 2) H3PO4 Б) кислоты 3) NaOH В) соли 4) Na2O Г) щелочи Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам: 1 2 3 4 Б4. Решите задачу. Какой объем кислорода (в литрах), образуется при разложении 158 г перманганата калия (KMnO4)? Уравнение реакции 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑ (Ответ запишите в виде целого числа)
Ответы:
А 3 4 4 3 3 2 1 4 4 Б2 а-4 б-3 в-1 г-2 Б3 1-в 2-б 3-г 4-а